Товар добавлен в корзину
Корзина

В Правила промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь внесены изменения

В Правила промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6, (далее - Правила) внесены дополнения и изменения. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 мая 2017 г. № 22 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6» (далее – Постановление) вступает в силу с 1 июля 2017 г.


В соответствии с терминологией, определенной Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности», Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» внесены корректировки по тексту Правил, в том числе изменилось название — Правила по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь.


Пункты 2 и 3 Правил приведены в соответствие со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» и пунктами 16 и 17 перечня потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности согласно приложению 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности».


Глава 2 Правил приведена в соответствие со статьей 31 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности», с учетом требований Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954.


Постановление предусматривает необходимость подготовки путем освоения содержания образовательной программы повышения квалификации руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности не реже 1 раза в 5 лет. Это требование относится к работникам субъектов промышленной безопасности в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления.


Требование необходимости отметки в протоколе проверки знаний о допуске экзаменующихся к выполнению газоопасных работ исключено.


"Справочно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2017 г. № 57 утверждена новая редакция приложения 1 к Положению об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (далее – Положение об аттестации).


Из Перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) исключена деятельность по разработке разделов проектной документации для потенциально опасных объектов и строительство (монтаж) потенциально опасных объектов.


Необходимость наличия квалификации, соответствующей требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, определена лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), выполняющему работы и услуги, составляющие деятельность в области промышленной безопасности, согласно пункту 136 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».


Требования к лицам, осуществляющим технический надзор за работами в области газоснабжения, определены Положением об аттестации.


Пункт 19 Правил приведен в соответствие со статьей 29 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», согласно которой производственный контроль в области промышленной безопасности должен быть организован согласно положению о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности, разработанному на основании Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37, согласно которому основными задачами производственного контроля являются:


  • обеспечение соблюдения требований законодательства, в том числе лицензионных требований и условий, в области промышленной безопасности;
  • анализ состояния промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности и разработка мероприятий, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение вреда и материального ущерба работникам субъекта промышленной безопасности, третьим лицам, окружающей среде;
  • координация работ, направленных на предупреждение аварий, инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных производственных объектах;
  • контроль за своевременным проведением технического диагностирования и технических освидетельствований потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений, а также за соблюдением субъектом промышленной безопасности технологической дисциплины при производстве работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.


Новая редакция пункта 21 Правил дополнена ссылкой на Инструкцию о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателей лицензий (лицензиатов), утвержденную постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 2 «О разработке и функционировании систем контроля», согласно которой основным документом системы контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников соискателей лицензий (лицензиатов) является Положение о системе контроля. При этом в Положении о системе контроля, утверждаемом приказом руководителя соискателя лицензии (лицензиата), указывается:

  • работы и (или) услуги, составляющие деятельность в области промышленной безопасности, которые соискатель лицензии (лицензиат) планирует осуществлять (осуществляет);
  • перечень нормативных документов;
  • квалификационные требования (уровень подготовки, образование, периодичность повышения квалификации и иные) к работникам, в том числе находящимся в гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии (лицензиатом), которые будут выполнять (выполняют) работы и (или) оказывать (оказывают) услуги, составляющие деятельность в области промышленной безопасности;
  • порядок выполнения работ и (или) оказания услуг, установленный нормативными документами;
  • порядок контроля качества выполненных работ и (или) оказанных услуг, перечень лиц (структурных подразделений) в соответствии с организационно-штатной структурой, обеспечивающих надлежащее выполнение работ и (или) оказание услуг, а также проведение контроля;
  • порядок оформления исполнительской документации по результатам выполнения работ и (или) оказания услуг (журналов, актов, протоколов и иных);
  • ответственность работников, в том числе находящихся в гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии (лицензиатом), за выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности, с нарушением (отступлением от) требований нормативных документов.

Техническое расследование причин аварий и инцидентов, направление и сбор информации о возникновении аварии или инцидента на объектах газораспределительной системы и газопотребления проводится в соответствии с Инструкцией о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учета, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 36, и Инструкцией о порядке, сроках направления и сбора информации о возникновении аварии или инцидента, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 33, что нашло отражение в новой редакции пунктов 24 и 25 Правил.


Корректировка глав 6 и 7 Правил осуществлена с учетом действующей редакции Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 20011 г. № 716. При этом уточнена возможность при необходимости включать в состав рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию объекта газораспределительной системы и газопотребления представителя (поставщика) оборудования.


Пункты 44 и 56 Правил приведены в соответствие с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613, согласно которому потенциально опасные объекты подлежат регистрации до ввода их в эксплуатацию в порядке, предусмотренном пунктом 20.16, подпунктам 20.18.1, 20.18.3, 20.18.13 пункта 20.18 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 35, 5/35330) (далее - единый перечень административных процедур).


Из пунктов 32 и 39 Правил исключены требования о необходимости соответственно согласования проектной документации на строительство наружных газопроводов высокого давления с головной проектной организацией по развитию систем газоснабжения Республики Беларусь и защите газопроводов от электрохимической коррозии, а также регистрации объектов строительства газораспределительной системы и газопотребления в газоснабжающих организациях согласно единому перечню административных процедур.


"Справочно: согласно Закону Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур» законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждаются перечни административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом определяются: наименования административных процедур; уполномоченные органы; исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур; сроки осуществления административных процедур; сроки действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур; размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, или порядок ее определения. Нарушение законодательства об административных процедурах предусмотрено статьей 9.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.


В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе (в редакции Договоров от 10.10.2014, от 23.12.2014, Протокола от 08.05.2015) продукция, в отношении которой вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническим регламентам Таможенного союза) и маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза.


Данное требование нашло отражение в новой редакции части первой пункта 79 Правил. Например: Технический регламент Евразийского экономического союза «Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива» (ТР ЕАЭС 036/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 августа 2016 г. № 68.


В пункте 83 Правил установлена возможность технического обслуживания эксплуатируемых газопроводов путем обхода с использованием высокочувствительных детекторов метана. Периодичность такого обхода установлена в новой редакции приложения 13 к Правилам.


Пункт 119 Правил дополнен требованиями к техническому диагностированию оборудования телемеханизированных ГРП (ШРП), позволяющему исключить проверку параметров срабатывания ПЗК, ПСК и проведение ТО и ТР телемеханизированных ГРП (ШРП).


В дополнении к пункту 179 Правил допущена возможность заполнения на территории АГЗС бытовых баллонов, выполненных из композитных материалов и имеющих прозрачные стенки корпуса, обеспечивающие визуальный контроль за границей раздела паровой и жидкой фазы СУГ, при условии выполнения всех возможных мер безопасности и контроля при выполнении таких работ, установленных технологической инструкцией.


Пункт 256 Правил дополнен требованием о необходимости технического диагностирования внутренних газопроводов промышленных, сельскохозяйственных организаций и организаций бытового обслуживания населения производственного характера, находящихся в эксплуатации более 30 лет.


Во исполнение пункта 5 Комплексного плана мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов, утвержденного протоколом Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь от 27.07.2016 №33/22пр, внесены изменения и дополнения в главу 15 Правил в части установления единого порядка проверки состояния и прочистки дымовых и вентиляционных каналов, а также установки сигнализаторов обнаружения угарного газа. Аналогичные дополнения нашли отражение в новой редакции второго абзаца пункта 44 и главе 14 Правил.


Пункт 262 Правил дополнен запретом подачи газа потребителю газоснабжающими организациями при переводе помещений из жилого фонда в нежилой, если объект газопотребления не отвечает обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, а также отсутствует договор со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газового оборудования.


В связи с тем, что государственные стандарты, указанные в пунктах 511 и 512 Правил, согласно статье 23 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» являются добровольными для применения, указания на конкретные стандарты и технические условия в данных пунктах исключены.


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 мая 2017 г. № 22 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6» рассмотрено и согласовано Министерством энергетики Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством промышленности Республики Беларусь, Комитетом Государственной безопасности Республики Беларусь, Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь.


Подготовила: Татьяна Жигуновская, ответственный разработчик — ведущий государственный инспектор управления надзора за безопасностью систем газоснабжения и магистральных трубопроводов Госпромнадзора.


Источник: сайт Госпромнадзора